Истребитель F-35 испытали раскрытием парашюта

Среди стран, которые все таки добрались до выпуска полноценных истребителей пятого поколения США занимает почетное первое место. Свой первый самолет с соответствующими технологиями они испытали еще в 1990 году. Тогда он назывался YF-22 и стал предшественником знаменитого F-22 Raptor, который совершил первый полет в 1997 году, а в эксплуатацию вошел в 2005 году. F-22 выпускался до 2011 года. За это время было произведено 187 серийных единиц самолета.

По состоянию на 2011 год программа признана устаревшей и на смену F-22 Raptor пришел F-35 Lightning II. Стоит отметить, что стоимость программы разработки самолетов была заоблачной. На F-22 потратили 66,7 миллиардов долларов, а за каждую единицу просили 146,2 миллиона долларов. F-35 вышел дешевле — стоимость единицы колеблется от 83 до 108 миллионов долларов в зависимости от типа взлета самолета. Стоимость программы также ниже — «всего» 55 миллиардов долларов. Что бы было понятно — стоимость разработки российского самолета пятого поколения Су-57 составила 2,8 миллиарда долларов, а за каждый самолет придется заплатить не больше 100 миллионов долларов.

На данный момент производитель пытается реализовать первую партию самолетов. Однако, уже есть недовольные. В частности, Австралия в 2011 году приняла решение об отказе покупать истребители, так как власти страны посчитали стоимость завышенной, а отсрочку в 7 лет слишком долгой. В Норвегии отнеслись к новости достаточно философски, считая, что таким образом техника получится надежнее. Также для норвежцев выпустят отличную ото всех модификацию. Истребитель для норвежских военно-воздушных сил будет оснащен специальным тормозным парашютам, так как посадка на обледенелых аэродромов требует большего тормозного усилия.

Испытатели проверили работу парашюта в условиях, когда двигатель работает в режиме форсажа. Испытания оказались неудачными — пламя из сопла прожгло стропы и парашют. Позже были проведены испытания при снижении, когда двигатель работал на холостом ходе. Полученные данные позволили инженерам получить и систематизировать информацию о нагрузках на самолет и парашют. Отметим, что парашют не предназначен для открытия в полете, а раскрывается только после касанием самолетом земли.

В целом летные характеристики F-35 признаны экспертами недостаточными для истребителя пятого поколения. Все чаще его называют истребителем поколения 4++ с большим количеством модификаций для ведения боя в различных условиях. В специальных программах проводились симуляции боевых условий с различными самолетами, в том числе и российскими и, как правило, F-35 не выдерживали конкуренции. Реальных боевых столкновений с участием F-35 не зафиксировано.