В России могут создать гиперзвуковой пассажирский лайнер к 2030 году

Мы уже писали про первые кругосветные путешествия и про самые дальние перелеты. Сегодня хотелось бы сделать шаг назад и два вперед и рассказать про сверхзвуковые пассажирские перевозки в мире. После окончания Второй мировой войны и внедрения реактивных двигателей перед инженерами и конструкторами открывались новые горизонты. Повышение скорости полета существенно расширяли боевые возможности самолетов тех лет. Первый сверхзвуковой полет был совершен американцем Чаком Йегером 14 октября 1947 года на истребителе Bell X-1.

С течением времени и возросшим спросом на авиаперевозки конструкторы задумались о создании сверхзвукового лайнера. Первыми реализовали эту идею советские инженеры, которые создали знаменитый Ту-144. Первый полет авиалайнер совершил 31 декабря 1968 года. Спустя всего два месяца, 2 марта 1969 года в воздух поднялся англо-французский «Конкорд». К сожалению, несмотря на ряд преимуществ перед традиционными самолетами, сверхзвуковые пассажирские самолеты исключены из эксплуатации. Свой последний полет «Конкорд» провел в 2003 году.

Однако уже в те годы авиаперевозчики столкнулись с большой загруженностью на высотах от 9 до 12 километров. На сегодняшний день это удалось компенсировать за счет увеличения салонов самолетов и за счет увеличения дальности полета. Таким образом самый вместительный самолет Airbus A380 может перевозить до 853 пассажиров на расстояние 15400 километров. Но ничто не вечно и когда нибудь и этого станет мало. В качестве выхода из ситуации можно использовать более высокие эшелоны. Сверхзвуковые самолеты способны комфортно себя чувствовать на высоте 18 километров. По этому возобновление производства сверхбыстрых самолетов очень оправдано.

Ученые из Центрального аэрогидродинамического института взяли на себя задачу спроектировать первый в истории гиперзвуковой пассажирский самолет. Перед инженерами стоит цель создать самолет, который сможет превысить скорость звука в 7-8 раз. Таким образом путешествие вокруг Земли по экватору может составить около 5-6 часов. Для достижения этих целей будут привлекаться ученые из других институтов, так как, помимо аэродинамики и авионики, нужны новые двигатели, специальное топливо и многое другое. Ранее предпринимались попытки создать пассажирский сверхзвуковой самолет на базе военного, но в данном случае разработчикам предстоит создавать полностью новую машину с нуля.

Первый серийный образец обещают выпустить уже к 2030 году. Уже сейчас прогнозируется спрос около 20-30 экземпляров для внутреннего рынка. Стоимость одного самолета будет составлять порядка 100-120 миллионов долларов. Исследователи считают, что даже если образец не пойдет в серию, то за время проектировки и конструирования можно будет почерпнуть множество полезной информации для новых разработок.